Советские научно-фантастические мультфильмы: космические перелеты, встречи с пришельцами и неизведанные миры в творчестве советских аниматоров. Фантастика в СССР всегда занимала особое место. Советские режиссеры-мультипликаторы нередко экранизировали серьезные фантастические произведения Рэя Бредбери, Кира Булычёва и многих других авторов. В историях о других мирах и цивилизациях авторы часто затрагивали самые острые темы. Очень многие творения советской мультипликации признаны во всем мире. Их можно найти с субтитрами на английском и других языках. 1. «Когда-то давно» (1990) Галина Баринова «Союзмультфильм» 2. «Возвращение» (1980) Владимир Тарасов «Союзмультфильм» 3. «Фаэтон — сын солнца» (1972) Василий Ливанов «Союзмультфильм» 4. «Здесь могут водиться тигры» (1989) Владимир Самсонов «Экран» 5. «Из пушки на Луну и дальше без остановок» (1990) Анатолий Резников «Экран» 6. «Урок» (1987) Роберт Саакянц «Арменфильм» 7. «Космические пришельцы» (2 части) (1981-1982) Алексей Соловьев, Аркадий Стругацкий «Экран» 9. Полигон (1978) Анатолий Петров «Союзмультфильм» 10. «Будет ласковый дождь» (1984) Назим Туляходжаев «Узбекфильм» 1. «Когда-то давно» (1990) Галина Баринова «Союзмультфильм» Футуристическая переработка древней легенды о драконе, выполненная в научно-фантастической стилистике. Сам мультфильм показывает историю иносказательно, тем более, что текст здесь идет лишь в самом начале и конце. Имена персонажей и некоторую другую информацию можно узнать только из аннотации авторов. Сюжет рассказывает о мире далёкого будущего или далекого прошлого, когда «миром владели змеи». На город, расположенный среди пустынь, нападает огромный дракон. Чтобы ублажить его, жители раз в год отдают чудовищу самую красивую девушку... Галина Сергеевная Баринова — одна из главных и успешных мультипликаторов-экспериментаторов студии «Союзмультфильм». Жена художника-аниматора Анатолия Петрова. 2. «Возвращение» (1980) Владимир Тарасов «Союзмультфильм» Космонавт возвращается домой после долгого транспортного рейса. Перед посадкой он попадает в метеоритный поток, и у корабля отключается автопилот. Приземлиться он может только на ручном управлении. Медики с земли советуют космонавту хорошо отдохнуть и выспаться перед посадкой и обещают разбудить его на земной орбите. Пилот крепко засыпает и во сне видит картины из детства. Но видимо долгий полёт и переживания слишком утомили его. Базе на земле не удаётся разбудить космонавта. Потом к ним присоединяется весь мир. Все радиоточки, корабельные станции и даже люди на стадионах скандируют: «Проснись»... Авторов мультфильма консультировал космонавт Алексей Леонов, поэтому вся техническая сторона выглядит и звучит очень реалистично. Общение с центром управления полётом, советы космонавту и сам стиль переговоров взят буквально из жизни. При этом затронута очень близкая и понятная каждому тема воспоминаний о детстве и родном доме. А накал эмоций достигается за счёт сочетания почти психоделического видеоряда с 5-й симфонией Малера, создающей ощущение надвигающейся катастрофы. 3. «Фаэтон — сын солнца» (1972) Василий Ливанов «Союзмультфильм» Этот мультфильм идёт с подзаголовком «Фильм-гипотеза», а снял его актёр Василий Ливанов. В сюжете авторы пытаются разобраться в происхождении пояса астероидов между Марсом и Юпитером. В эту область отправляется космический корабль с целью изучения различных небесных тел. Космонавты обнаруживают астероиды неправильной формы, и это подводит к теории о планете Фаэтон, которая, по предположению некоторых учёных, могла когда-то существовать. Но дальше в мультфильме обращаются уже к древней легенде, которая и дала название планете. В древнегреческой мифологии Фаэтон — сын бога солнца Гелиоса. Однажды он взял колесницу отца, но не справился с ней и погиб. Исходя из этого мифа, авторы мультфильма высказывают предположение, что древние цивилизации на земле могли контактировать с пришельцами с Фаэтона. А мифы — лишь отражение реально происходивших событий. Возможно, они наблюдали взрыв планеты и потом перенесли это в истории о богах. Также здесь пытаются разобрать причины гибели планеты. Могли сами развитые жители уничтожить свой мир или же произошло столкновение с кометой? Конкретных ответов здесь не дают. Недаром это лишь «фильм-гипотеза». Но всё-таки он заставляет задуматься и о знаниях человечества и о том, что космос до сих пор остаётся загадкой для большинства жителей земли. 4. «Здесь могут водиться тигры» (1989) Владимир Самсонов Экранизация одноимённого рассказа Рэя Бредбери. Космическая экспедиция с земли прибывает на новую планету. Цель полёта — исследовать новый мир на предмет наличия в её недрах ценных ресурсов. Но космонавты обнаруживают, что планета живая, она исполняет любое желание человека. Каждый здесь может даже летать, стоит только этого захотеть. И тем более здесь всегда можно вдоволь поесть и напиться воды или даже вина. Однако один из руководителей экспедиции по имени Чаттертон далёк от любых мечтаний, он хочет «содрать шкуру» с нового мира, и просто опустошить недра планеты. Для этого он устанавливает бурильную машину, но планета тут же поглощает аппарат... 5. «Из пушки на Луну и дальше без остановок» (1990) Анатолий Резников «Экран» По мотивам знаменитого произведения Жюля Верна. Вылетев с цветущей Земли, герой фильма, как барон Мюнхгаузен, облетел Луну, возвратился и... не узнал родные края. За время его отсутствия планета из-за неразумного к ней отношения людей превратилась в пыльную, грязную, бездыханную пустыню. 6. «Урок» (1987) Роберт Саакянц «Арменфильм» Философский и очень ироничный мультфильм для взрослых от автора легендарных «Ух ты, говорящая рыба» и «Ишь ты, Масленица!» Роберта Саакянца. Этот мультфильм «взрослый» во всех отношениях. В нём нет текста и ярких красок. При этом автор не стесняется анатомически подробно рисовать обнажённые тела В качестве саундтрека выбраны легендарные электронные композиции: в самом начале играет Rockit Херби Хэнкока, а дальше можно услышать Yello и даже Жан-Мишеля Жара. Начинается всё традиционно: космический корабль прибывает на неизведанную планету. Когда команда сталкивается с местными животными, некоторые колонисты с испуга пытаются в них стрелять. Но убив животное, человек сам превращается в него. Мало того, если человек спиливает дерево — он становится деревом... Заканчивается «Урок» песней Джона Леннона Imagine, которая как бы озвучивает мораль всей истории и призывает жить в балансе и гармонии. 7. «Космические пришельцы» (2 части) (1981-1982) Алексей Соловьев, Аркадий Стругацкий «Экран» Философский двухсерийный мультфильм снят режиссёром Алексеем Соловьевым. Его многие знают по детскому многосерийному мультику «КОАПП (Комиссия особо активной помощи природе)». Но гораздо интереснее, что сценарий написал Аркадий Стругацкий. Конечно же, не обошлось без любимой братьями Стругацкими неоднозначности и неожиданных поворотов сюжета. В мире будущего внезапно пропадает связь со всеми космическими станциями. А над землёй появляется странный шар, который на мгновение затягивает в себя все встреченные предметы. Разумеется, учёные решают захватить объект и изучить его. Но в лаборатории шар начинает поочерёдно затягивать в себя всю группу контакта... Две серии длятся всего около пятнадцати минут. Но за это время сценарист и режиссёр успевают показать судьбу целого мира и заставить задуматься о самопожертвовании ради блага цивилизации. 8. «Контакт» (1978) Владимир Тарасов «Союзмультфильм» Сюжет «Контакта» очень прост. Художник, чем-то напоминающий внешне Джона Леннона, хочет нарисовать пейзаж. Он идёт в поле и по дороге как бы «фотографирует» глазами всё, что видит, а потом останавливается передохнуть у озера. В это время на поляну прилетает космический корабль, из которого выходит инопланетянин. Он точно так же «фотографирует» глазами всё окружающее, но при этом ещё и превращается во встреченные предметы. Художник сначала пугается, но потом понимает, что у пришельца совершенно мирные намерения... Текста в мультфильме нет, но зато герой напевает одну и ту же мелодию, а именно Speak Softly Love Нино Роты. И именно через музыку и через искусство даже представители разных цивилизаций могут понять друг друга. Герои понимают, что между ними не так и много различий. И даже не понимая друг друга, они находят общий язык. Лёгкость и позитив переданы и в самой картинке. Краски в «Контакте» очень яркие, анимация чем-то напоминает всё тех же Beatles времён Yellow submarine. И даже вроде бы грустная мелодия разбавляется джазовыми мотивами аранжировки Oh, Lady Be Good Гершвина. 9. Полигон (1978) Анатолий Петров «Союзмультфильм» Стиль знаменитого мультипликатора Анатолия Алексеевича Петрова легко узнать. Он прорисовывает персонажей максимально приближенно к реальности. И к тому же, изображает их с разных ракурсов, как бы перемещая камеру. В результате его мультфильмы воспринимаются почти как игровое кино. Персонажи выглядят, двигаются и говорят словно живые люди. Одна из самых известных и глубоких его работ — экранизация рассказа известного советского фантаста Севера Гансовского «Полигон». Изобретатель создаёт практически совершенное оружие — танк, который «читает» мысли и намерения противника. В оборонительном режиме он может предугадывать действия и избегать попаданий, а при нападении заранее знает чего боится враг... В «Полигоне» Гансовский, а следом за ним и Петров, поднимают сразу несколько важных тем: гибель солдат на войне, одержимость местью и то, как людей губит собственный страх. Но помимо острой темы и музыки Поля Мориа мультфильм очень интересен визуально. Очень детально и натуралистично прорисованы персонажи. Причём нетрудно заметить, что все они очень напоминают реальных западных актёров, таких как Жан Габен или Юл Бриннер. 10. «Будет ласковый дождь» (1984) Назим Туляходжаев «Узбекфильм» Экранизация совсем короткого рассказа Рэя Бредбери от киностудии «Узбекфильм». Поскольку в оригинале история была скорее эмоциональной, чем сюжетной, мультфильм тоже вышел довольно психоделическим. Мир будущего, все автоматизировано. Робот каждое утро будит детей и читает им стихи, готовит завтраки, убирает дом, поздравляет с новым годом. Но однажды утром оказывается, что людей уже нет, они все погибли в глобальной катастрофе. Дом, больше напоминающий бункер, устоял, но от его обитателей остались только горстки пепла в кроватях. Однако робот этого не понимает. Он продолжает готовить завтрак и будить детей... В финале, как и в книге, цитируют стихотворение Сары Тисдэйл «Будет ласковый дождь»: И ни птица, ни ива слезы не прольет, Если сгинет с Земли человеческий род. И весна… и весна встретит новый рассвет, Не заметив, что нас уже нет.